Ещё в начале пандемии специалисты заявили, что алкоголь – это не средство профилактики коронавирусной инфекции, напротив – он увеличивает риски заражения, так как является токсичным веществом и повышает проницаемость мембран.
Но привычка оказалась сильнее: многие воронежцы потянулись к рюмке «залить стресс». Насколько стало больше пить население, растут ли сейчас продажи горячительного, и если да, то какого, узнал корреспондент «АиФ-Воронеж».
Тенденция к росту
За новогодние каникулы у жителей Воронежа на 17% участились покупки в алкомаркетах, говорит недавнее исследование МТС, в котором изучались расходы с банковских карт. Но если рост потребления спиртного в новогодние праздники хочешь не хочешь – уже традиция, то по результатам другого исследования не только воронежцы, но и все россияне пить стали больше, причём не только в праздники, но и вообще.
Так, в сентябре прошлого года общественное движение по формирования здорового образа жизни «Стройная Россия» провело опрос, в котором 58% респондентов честно признались, что во время пандемии они стали чаще «злоупотреблять». Из причин: у молодых – лень и отсутствие альтернативного досуга, а у людей зрелого возраста – стресс и тревога за будущее.
Понятно, что ограничения на продажу алкоголя не входят в перечень популярных мер борьбы с коронавирусом. А если продажи не контролируются, то и поведение потребителей в пандемических реалиях очевидно. Даже Минздрав в мае прошлого года заявил, что спрос на алкоголь за время самоизоляции увеличился на 2-3%. Менее консервативный Центр исследований федерального и регионального рынка публикует другие цифры: продажи алкоголя в апреле 2020 выросли на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если же говорить о предпочтениях, то в экономически и эмоционально трудные времена людей тянет на крепкие напитки. Виски выросло в продажах на 22,5%, ликероводочные изделия – на 27%, тогда как потребление вина увеличилось на 9%.
«Граждане стали потреблять алкоголь чаще и больше, чем, если бы их жизнь оставалась прежней, – считает врач-психиатр Воронежского областного клинического наркодиспансера Александр Акименко. – В прошлом году весной, когда началась самоизоляция, мы увидели, что ушли в запой люди со сформированным алкоголизмом, их было достаточно большое количество. Объясняется это просто: ситуация стрессовая, неопределённость с работой и доходами. Даже те, у кого заболевания не было, испытывали тревогу и колебания настроения от всей информации, которая распространялась через ТВ, радио и интернет. Они потеряли эмоциональное равновесие и пытались его регулировать наиболее простым и доступным способом – с помощью алкоголя».
Повторение пройденного
Пандемия создаёт дополнительный стресс, замечают психологи: неуверенность в будущем, проблемы на работе и в семье, страх заболеть. Всё это провоцирует заглушать страхи выпивкой. Водка для русского человека при физическом и эмоциональном напряжении всегда была лекарством от стрессов, утверждают и историки. Так, во время Великой Отечественной войны «наркомовские сто грамм» мотивировали солдат не бояться идти в бой. Существуют сведения, что в 1942 году на Красную Армию ежемесячно выделяли 45 железнодорожных цистерн водки. Однако сам факт, что «100 грамм» давали, не всегда означает, что их пили. Выпивка была не слишком популярна среди бывалых солдат, а новички принявшие «на грудь» чаще не возвращались из боя.
Аналогичная нынешней ситуация возникла в кризис 2008 года. Тогда, по данным Национальной алкогольной ассоциации, объём потребления алкоголя в России вырос на 2,5%. При этом доля водки и ликероводочных изделий в общем объёме потребления составила 50%.
Так что в нынешних реалиях алкогольную отрасль сложно отнести к категории наиболее пострадавших от пандемии. Рост продаж начался ещё в марте, а когда ввели неделю общероссийских каникул, некоторые регионы даже ограничили торговлю алкоголем. Среди них Карелия, Пермский край и Башкирия. А, с другой стороны, нужны ли вообще запреты на алкоголь? Ведь это мы тоже уже проходили.